Клубер FM

«Как будто пустота внутри» — что делать, если нарушена связь с самим собой

Внутренняя пустота никогда не бывает абсолютно пустой.

«У меня как будто пустота внутри. Мне даже сложно бывает понять, что я чувствую и чего хочу. Раньше я, пожалуй, не замечал этого — просто старался максимально заполнить время общением, книгами, телевизором, чтобы не оставаться наедине с собой. Но сейчас пустота разрастается…»

Часто человек живёт с ощущением внутренней пустоты с раннего детства, однако не осознаёт этого, а только смутно догадывается, что чем-то отличается от других — более зависим от чужих взглядов, чужой оценки, чужого мнения. Ему трудно оставаться одному, потому что сразу возникает это тягостное чувство пустоты. Поэтому такие люди часто бывают очень общительны, могут становиться душой компании.

Однако вот парадокс: самому человеку приходится прилагать значительные усилия, чтобы общаться, поскольку любое общение для него неминуемо сопряжено с тем, что его будут оценивать, а без общения он остаётся как будто в вакууме – ведь он совершенно не может эмоционально насыщать себя сам, ему требуется постоянная внешняя подпитка. Такая же подпитка требуется и его самооценке, поскольку она очень зависит от оценки других.

Эти люди часто бывают перфекционистами —  ведь если делать всё идеально, больше шансов получить похвалу. Для них очень важно, как они выглядят, насколько стильно и дорого одеты.

Состояние внутренней пустоты чаще всего формируется в раннем детстве вследствие недостатка любви и заботы родителей (гипоопеки) или избыточной, чрезмерной заботы (гиперопеки).

В первом случае потребности ребёнка в любви и близости игнорируются, и, чтобы выжить, ребёнок, начинает вытеснять боль, связанную с тем, что его отвергают, а вместе с болью вытесняет и другие эмоции и желания. Ведь если желания не выполняются, и от этого так больно, лучше вообще не хотеть и не чувствовать.

Во втором случае (при гиперопеке) за ребёнка всё время «хотят» родители — много и часто. Они не слышат истинных потребностей ребёнка и не считаются с ними. У такого ребёнка не только не формируются нормальные границы, но и нарушается связь с самим собой, своими эмоциями, желаниями, зачастую происходит вытеснение части личности родительскими интроектами.

В результате и в том, и в другом случае во взрослом возрасте остро проявляется недостаток связи со своим внутренним Родителем, может отсутствовать базовое доверие к миру (при гипоопеке родители транслировали ребёнку «тебя некому защитить», а при гиперопеке — «мы так опекаем тебя, потому что мир очень опасен»). Также возникает неспособность распознавать чужие эмоции, поскольку трудно распознавать свои собственные. Из-за этого появляются трудности в общении, которое остро необходимо из-за потребности нравиться и тем самым питать свою самооценку.

Бывает, что чувство внутренней пустоты впервые появляется во взрослом возрасте, если человек в течение длительного времени испытывает невыносимые эмоции, и чтобы выжить, бессознательно блокирует свою способность чувствовать.

Таким образом, внутренняя пустота никогда не бывает абсолютно пустой. Это всегда результат вытеснения сильных негативных эмоций (в раннем или во взрослом возрасте).

Если попросить представить пустоту в виде образа, у каждого человека она будет своей, особенной. То есть она всегда имеет содержимое. С пустотой можно успешно работать в терапии. Даже на начальном этапе, когда только удаётся определить причины её возникновения, понять, какими вытесненными эмоциями она наполнена, чувство пустоты, как правило, ослабевает.

И если не стараться больше заполнять пустоту извне, а нырнуть внутрь пустоты, исследовать её, то начнётся узнавание себя, своей личности, отпускание себя из-под собственного деспотичного контроля, который привык подавлять и вытеснять, и путь к тому, чтобы, наконец, научиться слышать свои эмоции и желания – путь к самоидентичности.

Горшкова Мария